Мода 15 века – Костюм эпохи Позднего Средневековья (Франция) — Википедия

Мода 15 века – Костюм эпохи Позднего Средневековья (Франция) — Википедия

31.03.2020

История костюма в иллюстрациях: 15 век

 Знатные флорентийцы

 

 Итальянские костюмы 15 века

 

Итальянские костюмы

 

 Итальянцы 15 века

 

Костюмы Италии  15 века

см. также Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)

 

Судья, горожанин, крестьянин

 

Английские костюмы

 

 Генрих VII (король Англии), герцог, Генрих VI (король Англии), герцогиня

 

Костюмы Англии, первая четверть 15 века

 

Бургундские воины, 15 век

 

Бургундские воины

 

Бургундские костюмы (15 век)

 

Бургундские костюмы 15 века

 

Бургундские костюмы придворных

 

 Бургундские костюмы

 

Костюмы Бургундии, 15 век

 

Костюмы Бургундии

 см. также Бургундская мода (15 век)

 

 Голландские костюмы 15 века

 

Знатные немки

 

Костюмы Германии, 15 век

 

Костюмы Германии

 

Немецкая женщина, горожанин, рыцарь

 

Немецкие аристократы 15 века

 

 Немецкие аристократы

 

Немецкие костюмы придворных

 

Немецкие костюмы

 

Немецкий рыцарь и знатная женщина

см. также Костюм Германии эпохи Возрождения (15-16 века) 

 

Знатные французы

 

Костюмы Франции (15 век)

 

Костюмы Франции 15 века

 

Костюмы Франции, 15 век

 

Французские костюмы (15 век)

 

Французские костюмы 15 века

 

Французские костюмы, 15 век

 

 

Французские костюмы

 

 Швейцарские солдаты 15 века

 

Швейцарские солдаты

 

Швейцарские солдаты (15 век)

 

Швейцарские солдаты, 15 век

источник:  Braun, Schneider «Zur Geschichte der Kostume»

История костюма в иллюстрациях: 15 век

Знатные флорентийки

 Знатные флорентийцы

 

 Итальянские костюмы 15 века

 

Итальянские костюмы

 

 Итальянцы 15 века

 

Костюмы Италии  15 века

см. также Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)

 

Судья, горожанин, крестьянин

 

Английские костюмы

 

 Генрих VII (король Англии), герцог, Генрих VI (король Англии), герцогиня

 

Костюмы Англии, первая четверть 15 века

 

Бургундские воины, 15 век

 

Бургундские воины

 

Бургундские костюмы (15 век)

 

Бургундские костюмы 15 века

 

Бургундские костюмы придворных

 

 Бургундские костюмы

 

Костюмы Бургундии, 15 век

 

Костюмы Бургундии

 см. также Бургундская мода (15 век)

 

 Голландские костюмы 15 века

 

Знатные немки

 

Костюмы Германии, 15 век

 

Костюмы Германии

 

Немецкая женщина, горожанин, рыцарь

 

Немецкие аристократы 15 века

 

 Немецкие аристократы

 

Немецкие костюмы придворных

 

Немецкие костюмы

 

Немецкий рыцарь и знатная женщина

см. также Костюм Германии эпохи Возрождения (15-16 века) 

 

Знатные французы

 

Костюмы Франции (15 век)

 

Костюмы Франции 15 века

 

Костюмы Франции, 15 век

 

Французские костюмы (15 век)

 

Французские костюмы 15 века

 

Французские костюмы, 15 век

 

 

Французские костюмы

 

 Швейцарские солдаты 15 века

 

Швейцарские солдаты

 

Швейцарские солдаты (15 век)

 

Швейцарские солдаты, 15 век

источник:  Braun, Schneider «Zur Geschichte der Kostume»

Сундук Истории: Бургундская мода XV века: женский костюм


При бургундском дворе сложился примечательный идеал женской красоты, который можно описать как образ интеллектуальной беременной дамы-девочки. Прозрачное, чуть окрашенное румянцем лицо с выщипанными бровями и огромным подбритым лбом, хрупкая фигура в платье с большим декольте и поддёрнутой спереди юбкой, тяжелые складки которой имитируют большой живот.

Спустя годы, когда бургундская мода перестала быть уже модой, в «Джоконде» Леонардо да Винчи отразил именно этот идеал красоты. Огромный безбровый лоб, верх одежды темным цветом, вырезом и рукавами похож на мужскую. Некоторые ученые, с помощью компьютера пытающиеся воссоздать фигуру в полный рост, считают, что Мона Лиза беременна. Но она просто одета по бургундской моде, дерзко имитирующей это состояние души и тела.

Бургундский идеал женской красоты

Для женского костюма XV века характерен удлиненный силуэт, который достигался сочетанием длинной юбки, укороченного лифа и высокого головного убора. Верхним парадным платьем знатных дам был «роб» с подпоясанной почти под грудью талией, рукавами-раструбами и распашной впереди юбкой. Треугольное декольте, иногда доходившее до самого пояса, оторачивали мехом, бархатом или пришивали к нему воротник. Глубокое декольте прикрывалось вышитой прозрачной тканью.

Сюрко имел похожий крой: узкие рукава с манжетами в виде раструбов, такой же  узкий лиф, расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходила в шлейф со строго регламентированной длиной. Самый длинный шлейф, разумеется, могли позволить себе только женщины королевской крови, за ними следовали герцогини и т.д.

Женский костюм периода «Бургундской моды«

Церковь заклеймила шлейфы «дьявольскими хвостами». Действительно, некоторые из них достигали такой длины, что нередко комнатные собачки, дремавшие в складках шлейфа, не прерывали сна, даже если хозяйка начинала двигаться. Но, несмотря на негодование прелатов, на протяжении всего XV века шлейф оставался обязательной деталью женского платья.

Как и мужчины, дамы украшали свою одежду серебряными колокольчиками и фестонами. Женская обувь так же имела длинные носы, хотя и короче, чем у мужских пуленов. Головные уборы дам делились на три основные типа: эннен, сетка, поддерживаемая полосками ткани, и высокий цилиндрический убор. Самым популярным из них был эннен – конус такой высоты, что в дверном проеме даме приходилось приседать.


Эннен не был изобретением бургундской моды. Он появился еще во второй половине XIV века при французском дворе и оставался любимым головным убором дам почти целое столетие. В Бургундии по высоте эннена, как и по длине шлейфа, можно было с легкостью определить, насколько знатной была его хозяйка. Эннен изготавливали из жесткой бумаги или накрахмаленной льняной ткани, сверху покрывали парчой, отделывали бархатом. К нему прикрепляли длинную прозрачную вуаль.


Еще одним излюбленным головным убором, составлявшим женский костюм XV века, был эскофьон. Его форма зависела от прически – двух кос, уложенных над ушами. На них надевали эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, которая в свою очередь закрывала косы. Кроме эннена и эскофьона, женщины носили покрывала и различного вида чепцы.

Покрывало

Крузелер

Бургундская мода повлияла не только на костюм женщин знатного происхождения. В одежде горожанок и даже крестьянок XV века тоже прослеживаются ее характерные черты, хотя и в меньшей степени. Прежде всего изменения коснулись лифа – он стал более облегающим. Тем не менее платья по-прежнему оставались цельнокроеными, без отрезных юбок. 

«История в костюмах. От фараона до денди» «Современная энциклопедия. Мода и стиль»




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.  If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Костюм Германии эпохи Возрождения (15-16 века)

В XV-XVI вв. Германия занимала ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы.
Эпоха Реформации, с 1510 по 1550 гг. оказала большое влияние на духовную жизнь и искусство, подобно Возрождению в Италии. Реформация принесла с собой тяжелые социальные потрясения и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма.
В это неспокойное время моду определяли мужчины. Она подчеркивала солидность, богатство, мужество, независимо от крайних течений, на которые повлиял костюм ландскнехтов (наёмных солдат).
Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие.
В целом немецкий костюм был ярче, чем костюм французский и английский, которые имели более мягкие и светлые тона. Чисто белая одежда в Германии, в отличие от Франции, встречалась крайне редко.

Мужской костюм

В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами: вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами.
Но вскоре одежда мужчин стала шире. Длинные штаны-чулки разделились на две части — верхнюю и нижнюю. Передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами. Верхней одеждой служил «вамс», соответствующий французскому пурпуэну или английскому джеркину. Вамс облегал фигуру и был накладным.
Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее.
Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была «шаубе». Существовало несколько ее разновидностей, но наиболее известную шаубе Лютера носили до 20-х гг. XVI в. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии.
С 20-х гг. появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук.
Законы определяли цвет и качество ткани шаубе для различных сословий. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья.
Богатые знатные германцы щеголяли в «фальтроке». Первоначально он выглядел как юбка в складку, которую надевали поверх вамса. В самом конце XV в. фальтрок носили поверх рыцарских доспехов. Позже фальтрок соединили с лифом. Если вамс был с рукавами, то он сочетался с фальтроком без рукавов, и наоборот.
Уже в конце XV в. на плотно прилегающих куртках и узких штанах-чулках стали делать прорези на плечах, локтях, коленях и подкладывать под них другую, более светлую ткань. Это новшество приписывается наёмным солдатам — ландскнехтам. Их костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдер-хозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щеголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдерхозе украшались вышивкой, тесьмой. Контрабандисты использовали эти необъятные штаны для доставки через кордоны дорогих тканей.
Разрезы делали даже на широких башмаках и плоских беретах. Вначале знать порицала эти чудачества, но когда слова самого императора: «Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!» — вызвали новый виток моды. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так:- «Разрублено и разрезано по благородному обычаю». Шляпы солдат украшались перьями.
С 40-х гг. одежда немецких горожан стала изысканней. Широкий воротник рубахи теперь более узкий и жесткий и приобрел форму оборки (прототип более позднего «испанского воротника»).
Испанская мода в XVI в. проникла и во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.

слева: рыцарь в полудоспехе

справа: ландскнехт

слева: дворянин одетый по моде ландскнехтов

справа: женщина в платье с саксонским воротником

 

Женский костюм

В целом женская мода периода Реформации достойно дополняла мужскую.
Женский костюм первой трети XVI в. имел такой узкий лиф и узкие рукава, что фигура казалась спеленатой. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки — одну поверх другой, часто с длинным шлейфом.
Богатый парадный костюм шился чаще всего из красного бархата; лиф украшался вышивкой, а длинная, до самого пола, юбка, со шлейфом или обшитая внизу широкими полосами бархата, падала вертикальными трубчатыми складками. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. Через множество декоративных разрезов на рукавах костюм ландскнехтов оказал влияние не только на мужскую одежду, но и на женскую, — просвечивала подкладка. Поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы. На перчатках тоже делали разрезы (для перстней).
На платьях знатных дам было большое декольте. Во время ходьбы или танцев платье приподнимали с одной стороны, поэтому нижняя юбка богато отделывалась.
В 20-е годы XVI в. юбка увеличилась в объеме, лиф стал еще уже, а рукава сильно расширились книзу. Верхняя их часть украшалась буфами. В моду вошел воротник «голлер» — короткий, с высокими отворотами.

воротник-голлер


С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас («спрингер»), но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью.
Праздничный наряд был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой.
В каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием.
В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в. надевали «шейблейн» — короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую «душегрею».
Женская одежда до последней четверти XVI в. шилась из ярких пестрых тканей. И только к концу века, под влиянием испанской моды, появились одежды темных цветов — черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и т.д. Небогатые горожанки не носили каркасы для юбок, и они ниспадали мягкими складками. Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.

Обувь

До середины XVI в. мужчины носили плоские башмаки с широкими короткими носками и разрезом сбоку. Такой фасон немцы называли «кухмейлер» — «коровья морда» или иначе — «медвежья лапа», «утиный клюв». Эти широконосые башмаки немцы носили с полосатыми чулками.
Во второй половине XVI в. вошли в моду остроносые туфли, покрытые разрезами. А в конце века появились каблуки и жесткая подошва. Знать и богатые бюргеры, защищали от грязи свои нарядные туфли, надевая поверх них еще одни на деревянной подошве. К ним надевали трикотажные венецианские чулки.
Крестьяне и мелкие ремесленники носили обувь из грубой кожи и чулки из грубого холста.
В Германии, в отличие от Венеции и Франции, деревянные подставки для женской обуви не имели успеха.

Прически и головные уборы

Вместе с костюмом в XVI в. постепенно менялись прически и головные уборы. Вместо длинных локонов, которые мужчины носили еще в самом начале XVI в., появилась короткая прямая стрижка («кольбе» — «стриженая голова»). Прежде гладко выбритое лицо стали обрамлять коротко подстриженной бородой и бакенбардами. Голову мужчины покрывали большими плоскими баретами — как совсем простыми и скромными, так и нарядными, богато украшенными перьями и жемчугом.

мужской головной убор

Женщины также носили большие бархатные бареты, украшенные страусовыми перьями, жемчугом и золотом. Чтобы головные уборы лучше держались, мужчины и женщины надевали под них плотный чехол для волос, часто в виде золотой сетки.
Позже бареты сменили токи и шляпы. Женщины надевали на голову золотые сетки, а сверху них — плоскую шляпу с маленькими полями.
В первой трети XVI в. женщины еще продолжали носить высокий чепец митрообразной формы («хаархаубе»), который состоял из двух частей: белого чепца и надетой сверх него жесткой шапки, обтянутой цветной тканью. Этот сдвоенный головной убор являлся символом подчиненного положения замужней женщины.

Украшения

Богатые и знатные люди в Германии XVI в. любили украшения из драгоценных металлов и дорогих камней. Они увенчивали свои шляпы страусовыми перьями, украшали бареты жемчужными нитями, золотыми шнурами, перевитыми жемчужной сеткой. Их одежда была отделана вышивками и жемчугом, украшена ювелирными застежками. Мужчины и женщины носили золотые чеканные колье с жемчугом, застежки и пояса, украшенные драгоценностями, массивные золотые цепи. Особенно распространенным мужским украшением были черные шнуры с подвесками в виде букв.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Posted in Мода

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о