Мода 15 17 веков – Женская мода конца 17 века. Женская мода второй половины XVII в.…: anna_warvick — LiveJournal

Мода 15 17 веков – Женская мода конца 17 века. Женская мода второй половины XVII в.…: anna_warvick — LiveJournal

25.03.2020

Содержание

История моды в Испании XVI

Испания XVI века – морская колониальная Империя. В XVI веке Испания сильна и могущественна. При этом Испания остается католической страной, хотя по Европе уже вовсю распространяются идеи Реформации. Из-под власти Папы и Рима уходят Германия, Англия, Нидерланды.

В 1540 году в Испании был основан орден иезуитов и наступает период так называемой Контрреформации – борьбы католической церкви за свое влияние в Европе. Оплотом Контрреформации и католичества становится Испания.


История моды в Испании

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. Около 1659 г.
Юбка на каркасе с фижмами (иногда диаметр каркаса мог достигать до трех метром). Это XVII в. и во многом испанская мода уже подвержена французскому влиянию

И именно религия, в первую очередь, влияет на испанскую моду. Вторым, не менее значительным фактором, повлиявшим на моду Испании данного периода, станет стремление испанских аристократов отразить в костюме свои привилегии и принадлежность к избранному сословию.

Испанская мода XVI века это также борьба с роскошью и в то же время за неё. Ведь, с одной стороны, истинные католики предпочитают скромный черный цвет и минимум украшений, все должно быть скромно, одежда также полностью должна скрывать грешное тело. С другой же стороны, Испания – это Империя, сильная и влиятельная, а значит, ее представители несомненно должны носить одежду соответствующую их далеко не скромному статусу.


История моды в Испании XVI - XVII века

Тициан. Портрет Карла V

Борьба идет с переменным успехом. Во времена правления Карла V, который вошел в историю как «величайший церемониймейстер всех времен», одежда преимущественно темных цветов, однако невиданной роскоши. И уже в 1534 предпринимается попытка запретить испанским придворным носить золотые вышивки и парчу, однако особого успеха она не имела.

Платья начинают украшать выстроченными и вырезанными украшениями. В итоге испанский король Филипп II в 1556 году вступается за роскошь – испанкам разрешается украшать платья серебряными и золотыми бордюрами и пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, а также носить ранее попавшие под запрет шелковые ткани.

Таким образом, испанскую моду можно охарактеризовать таким весьма противоречивым понятием как «роскошная скоромность».


История моды в Испании XVI - XVII века

Портрет английской королевы Елизаветы I
Веерообразный воротник, появившийся под влиянием Испании на европейскую моду

С конца XVI века и в начале XVII испанская мода будет оказывать влияние на моду Европы – Нидерланды, Германия, Англия (в Англии по испанской моде одевались Мария Тюдор и Елизавета I), Франция (влияние испанской моды на моду Франции можно проследить по туалетам французской королевы Екатерины Медичи).

Однако, в XVII веке влияние Испании, в том числе и в моде, постепенно сходит на нет. Новым центром развития европейской моды становится Версаль и двор французского короля Людовика XIV. Сами испанцы французскую моду перенимают неохотно. Им не нравятся парики и мужские брюки с бантиками, они по-прежнему не любят ярких цветов в одежде.


История моды в Испании XVI - XVII века

Эль Греко. Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580
Черный испанский хубон с белым воротником фрезой и манжетами

Три главных правила испанской моды XVI века:

Правило первое – одежда должна быть похожа на броню. Массивные одежды скрывают все тело, при этом ткани плотные и тяжелые – бархат, парча. И что не менее важно с каркасами. У женщин это корсет и каркас для юбки. У мужчин кафтаны набитые ватой и картоном в областях груди и плеч для создания более мужественного, словно рыцарь в доспехах, силуэта.

Правило второе – цвета темные, желательно черный. Но при этом украшения позволительны и вышивки также, ведь ничто так прекрасно и дорого не смотрится как золото на черном фоне.

Правило третье – никогда не стоит забывать про воротник. Воротник обязателен. Воротник присутствовал как в мужском, так и в женском костюме. Головы, как замечали остряки, с испанскими воротниками выглядели словно их уложили на блюдо и вскоре подадут к столу. Воротники были неудобны – в них было очень трудно поворачивать шею, но зато осанке такие воротники придавали поистине царственный вид.


История моды в Испании XVI - XVII века

Корнелиус Джонсон. Портрет сэра Генри

Круглый воротник-фреза

Главное — воротник

В целом, воротники в испанском костюме XVI века это отдельная история. Изначально это был небольшой белый кружевной воротник в виде рюша. Воротник нижней рубашки, который выкладывался на верхнюю одежду. Однако со временем он трансформируется в воротник-фрезу или же «мельничные жернова» (также данный воротник называют «горгера» и «куэлло»).

Такой воротник имел круглую форму, делался из тонкого полотна и обшивался металлизированным серебряным и золотым кружевом. Крепился на металлическом каркасе.

В Англии воротник-фреза трансформировался в так называемый воротник Стюарт (названный в честь шотландской королевы). Воротник Стюарт не имел монолитную круглую форму, а раскрывался спереди. К началу XVII века появляется и такая разновидность испанского воротника как воротник Медичи – это был высокий кружевной веерообразный каркасный воротник.


История моды в Испании XVI - XVII века

Николас Хильярд. Портрет неизвестной женщины. 1602 г.
Английский вариант воротник с разрезом спереди – воротник Стюарт

О том, как одевались испанские аристократки, следуя придворному этикету XVI века:

Первое, что надевали испанки – это нижняя белая сорочка. Затем корсет. В XVI веке еще не знали такого материала для изготовления корсетов, как китовый ус. Испанкам, в отличие от француженок XVII века, приходилось носить достаточно грубые и тяжелые корсеты. Корсеты делались из металлической сетки или же лозы, покрытых с двух сторон тканью либо ватой.

Также с корсетом носили накладки из конского волоса, которые скрывали естественные формы груди. Считалось, что лиф платья должен быть плоским, таким, чтобы не было ни малейшего намека на существование у придворной дамы груди.

Крепились к корсету и пластины бюск – деревянные или металлические, предназначенные для уплощения живота и зрительного сужения талия. Корсеты девочки начинали носить с 10-12 лет. К слову, в те времена еще не существовало детской моды. И мальчики, и девочки носили взрослую одежду, лишь уменьшенную по размеру.


История моды в Испании XVI - XVII века

Портрет девочки в возрасте 10 лет
Детская мода в те времена ничем не отличалась от взрослой

Далее испанки надевали платья, а под юбку платья обязательным был каркас из металлических, уменьшающихся в диаметре кругов, закрепленных на кожаных ремнях.

Платья украшались вышивками, бантами и декоративными застежками. Обувь испанок была без каблука, чему в XVII веке удивлялись французские модницы. Также испанки носили обувь на высокой деревянной подошве, что-то вроде современной платформы.


История моды в Испании XVI - XVII века

Николас Хильярд. Юноша в розах. Около 1588 г.
Хубон с выпуклостями, воротник-фреза, белые чулки

О том, как одевались испанские аристократы, следуя придворному этикету XVI века:

Если женщинам религия и придворный этикет предписывали прятать все тело под платьями-футлярами и запрещали показывать носок туфли и шею. Шею скрывал тот самый воротник фреза. То мужчинам следовало демонстрировать свою принадлежность к рыцарскому сословию. И в этом им помогала одежда-доспехи.

Первое, что надевали на себя испанские аристократы XVI века, проснувшись утром, это нижние сорочки, пошитые из батиста либо полотна. Манжеты таких сорочек не прятались под одеждой и исполняли декоративную роль. Были они отделаны дорогим по тем временам кружевом.

Далее надевался хубон. Одежда длиной до талии или бедер, прилегающая по силуэту, с застежкой на пуговицы. По своему внешнему виду хубон был похож на панцирь или же рыцарские доспехи, так как изнутри его набивали пухом, сеном, конским волосом.

На ноги надевались короткие верхние штаны – кальсес. Они так же, как и хубон, состояли из двойной подкладки и набивались пухом или ватой, конским волосом, таким образом, создавая на бедрах шаровидную форму. Под штаны кальсес надевались чулки из шелка. В 1589 году была изобретена трикотажная машина и шелковые чулки стали вязаными.

Сверху на хубон могли надевать короткие плащи, а также ропу. Ропа – одежда как с длинными рукавами, так и без них, короткая, с широким воротником, пошитая из бархата, шелка или сукна и с контрастной по цвету подкладкой. Ропа в Испанию пришла из Италии. В Италии такую одежду называли симарра.

История костюма в иллюстрациях: 15 век

Знатные флорентийки

 Знатные флорентийцы

 

 Итальянские костюмы 15 века

 

Итальянские костюмы

 

 Итальянцы 15 века

 

Костюмы Италии  15 века

см. также Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)

 

Судья, горожанин, крестьянин

 

Английские костюмы

 

 Генрих VII (король Англии), герцог, Генрих VI (король Англии), герцогиня

 

Костюмы Англии, первая четверть 15 века

 

Бургундские воины, 15 век

 

Бургундские воины

 

Бургундские костюмы (15 век)

 

Бургундские костюмы 15 века

 

Бургундские костюмы придворных

 

 Бургундские костюмы

 

Костюмы Бургундии, 15 век

 

Костюмы Бургундии

 см. также Бургундская мода (15 век)

 

 Голландские костюмы 15 века

 

Знатные немки

 

Костюмы Германии, 15 век

 

Костюмы Германии

 

Немецкая женщина, горожанин, рыцарь

 

Немецкие аристократы 15 века

 

 Немецкие аристократы

 

Немецкие костюмы придворных

 

Немецкие костюмы

 

Немецкий рыцарь и знатная женщина

см. также Костюм Германии эпохи Возрождения (15-16 века) 

 

Знатные французы

 

Костюмы Франции (15 век)

 

Костюмы Франции 15 века

 

Костюмы Франции, 15 век

 

Французские костюмы (15 век)

 

Французские костюмы 15 века

 

Французские костюмы, 15 век

 

 

Французские костюмы

 

 Швейцарские солдаты 15 века

 

Швейцарские солдаты

 

Швейцарские солдаты (15 век)

 

Швейцарские солдаты, 15 век

источник:  Braun, Schneider «Zur Geschichte der Kostume»

Журнал мод конца 16 — начала 17 веков

Конечно, ни в 16 веке, ни в 17 не было и не могло быть никаких журналов мод, но если бы они были, Уильям Ларкин был бы самым востребованным иллюстратором таких журналов (портреты леди Энн Клиффорд и ее первого мужа Ричарда Саквилла, 3-го графа Дорсет из предыдущего поста написаны им). Никто лучше Ларкина не мог продемонстрировать платья на своих моделях, показать фактуру ткани, рисунок, насыщенные цвета, нежность кружева и блеск украшений.

Портреты сестер-двойняшек Анны и Дианы Сесил. В те времена было модно братьям и сестрам одеваться в одинаковые наряды.


Портреты елизаветинской эпохи были довольно однообразными. Статичные позы, зажатый в руке платок, кресло, на которое опирается другая рука, шторы в качестве фона. Ларкин в своих портретах не отходил от тюдоровского стандарта, но более нежная прорисовка лиц и просто фантастическое изображение тканей делают его портреты необыкновенно притягательными.

Фрагмент портрета Дианы Сесил

Моделями Ларкина никогда не были особы королевского двора, зато портреты именитых дам и кавалеров той эпохи (авторство которых доказано) насчитывается более четырех десятков.
Свои картины Ларкин создавал на двойном грунте. Первый слой состоял из водорастворимого мела, связанного клеем, второй слой был свинцово-белой масляной грунтовкой. Палитра красок Ларкина была довольно традиционной для того времени. Художник использовал мел, свинец, олово, углекислую медь, киноварь, органические пигменты, азурит, ультрамарин, смальту, слоновую кость, древесный угол и прочие ингридиенты. Картины известных мастеров прошлого — это отчасти коллективный труд. Краски помогали составлять подмастерья (хотя многие художники составляли краски сами), дорисовывать незначительные детали доверялось ученикам, но все равно каждая такая картина — колоссальный труд.
Даже работая с одними и теми же ингридиентами, краски у художников получались разными, у Ларкина краски были особенно яркими и прозрачными.
Ларкин в своих работах не использовал позолоту или сусальное золото, он создавал металлический блеск с помощью обычных красок. Его золото состоит из трех слоев краски: коричневой, оранжевой и желтой, для серебра он использовал серую, светло-серую и белую краски.
Вышивка на ткани обычно состоит из 7-8 слоев краски. Специалисты могут определить по «почерку» какие из завитушек на ткани принадлежат Ларкину, а какие его ученикам.

По портретам Ларкина можно изучать моду того времени. Так, на сестрах Сесил платья, мода на которые была недолгой (по сути «дырявые» платья этих леди — прародители дырявых панковыских джинсов). Эти разрезы на юбках, раскрываясь, должны были демонстрировать ее богатую подкладку. Зигзагообразные разрезы делали через равные промежутки между золотой вышивкой

Сведения о красках и платье Дианы Сесил взяты из блога британской художницы и искусствоведа Sophie Ploeg

Глядя на эти платья, создается впечатление, что это чудо портновского искусства, но на самом деле это не совсем так. Юбки, рукава и другие детали, как правило, были закреплены между собой на живую нитку или скреплялись уже на теле. Это давало возможность носить лиф с рукавами или без и облегчало трудоемкую задачу одевания и раздевания. Художники не акцентировали внимание зрителя на пошиве платья, расположении и количестве складок или воланов, они старались добиться реалистичности в изображении шелка или кружева, на которые были потрачены огромные деньги и которые подчеркивали статус хозяйки платья. В современном эквиваленте платье Дианы Сесил стоит столько, сколько сейчас феррари. Сам портрет стоил гораздо дешевле платья и ткани, из которой было оно пошито. Ткань была инструментом для демонстрации богатства. Шелк привозили из Италии, бархат был самой дорогой тканью, а тонкое белое белье импортировали из Нидерландов, все это стоило очень дорого.

Деталь женского платья

Деталь мужского костюма

Так же обстоит дело с кружевом. Кружево появилось в 16 веке в Европе, но оно стало популярным только к концу века, а высокой модой — с начала 17 века. В Англии кружева не были особо популярными до тех пор, пока Елизавета I не ввела их в моду. Существовало два вида кружев: игольное кружево и кружево, сделанное на коклюшках. Игольное кружево было дороже, поэтому на портретах изображали игольное кружево, чтобы показать богатство заказчицы. В 17 веке различия в ценах кружева исчезли, а иногда кружево на коклюшках было дороже игольного.
В Англии начала 17 века было модно желтое кружево, которое, как говорят, было изготовлено Энн Тернер, придворной дамой леди Сомерсет, но после дела об убийстве, в котором были замешаны и леди Сомерсет и ее придворная дама, желтое кружево вышло из моды (еще одна история, достойная сериала).

Портрет леди Сомерсет работы Уильяма Ларкина

О жизни Уильяма Ларкина известно немного.
Родился будущий художник в 1580 году в Лондоне. В 1606 году он вступил в гильдию художников. Уильям Ларкин был женат. Сын художника родился мертворожденным, одна дочь умерла в младенчестве, другая, Мэри, пережила отца. Умер художник в 1619 году, но точная дата его захоронения не известна, поскольку Большой пожар 1666 года в Лондоне уничтожил все записи.
Удивительно, но до 1952 года Ларкин был в основном неизвестным художником, которого называли «мастером занавеса». В 1952 году историк архитектуры Джеймс Лис Милн нашел недостающие элементы, по которым смог доказать принадлежность нескольких картин Лапркину. Позже другой исследователь обосновал принадлежность других портретов кисти Ларкина.
Искусствоведы говорят, что живопись Ларкина подводит черту под традицией елизаветинского стиля портретной одежды. После Ларкина начинается эра таких художников, как Ван Дейк. В новом стиле появляется живость и реалистичность фигур, но к сожалению уходит великолепие цвета, дотошность деталей и потрясающее богатство тюдоровских портретов.

Картины Ларкина, действительно, похожи на современные журналы мод: красивые, стройные модели, последний писк моды в одежде, богатые аксессуары и яркий глянец страниц.

Полистаем глянцевые страницы. Начнем с детской моды

Портрет ребенка в красном платье с золотой вышивкой и кружевным воротником

Портрет маленькой девочки, предположительно леди Во

Три маленькие аристократки. В руках одной их девочек кукла, одетая по моде того времени

Портрет юной девушки

Женская мода

Мужская мода

Одним из лучших «текстильных» портретов Ларкина считается портрет Ричарда Саквилла, 3-го графа Дорсет (мужа леди Энн Клифорд).

Вас никогда не интересовал вопрос: как все эти прекрасные дамы и кавалеры умудрялись не выглядеть замарашками? Как они смывали капли соуса после пира или пятна кабаньей крови после охоты? Чем убирали жирные пятна с корсажа прекрасной Екатерина Медичи? Конечно, они не были чистюлями, и запах духов лишь отбивал на время запах немытого тела, но можно ли представить одну из сестер Сесил на балу в платье с грязным пятном? А когда кавалер в проливной дождь бросал свою мантию под ноги королеве, неужели потом он выбрасывал ее в первую попавшуюся канаву? Зная, сколько стоили ткани в то время и изделия из них, можно не сомневаться, что такие платья и плащи не выбрасывали, как использованные бумажные салфетки. Значит, одежду стирали, пусть и не часто, и использовали какие-то пятновыводители.
Перечень моющих средств тех времен довольно обширен. Среди них бычья желчь, мозговые кости, разложившаяся моча, свиной и овечий помет, яичные желтки, кипящее молоко, ключевая вода, селитра, мед, отруби, глина, зола, дрожжи, бобовая мука и прочее. Оказывается, чтобы вымыть, допустим, плащ рыцаря, его (плащ, конечно) топтали ногами в чанах, добавляя к воде разложившуюся мочу животных (которая содержит аммиак и заставляет воду пениться).
Издавна использовали глину, которая собирала с одежды пыль и грязь. Глина эта называлась сукновальной. В античные времена часто после такой чистки одежду причесывали шкуркой ежа.
Самым ходовым средством от уличной грязи был раствор бычьей желчи в кипятке. А когда ткань высыхала, на нее высыпали тонкий песок, били палкой, терли щеткой. Под конец проводили по ткани мягкой щеткой, смоченной оливковым маслом, чтобы вернуть ткани первоначальный блеск.
А как стирали все эти хитроумные платья? Оказывается, их полностью распарывали перед тем, как погрузить в воду. Каждую часть стирали отдельно и прикрепляли к доске, чтобы при сушке ткань не деформировалась. А потом одежду снова сшивали. Разумеется, вручную.
Мыло изобрели галлы. В растопленный козий жир они клали золу определенных пород деревьев. Впрочем, сначала мыло использовали как помаду для волос или как лечебное снадобье. Когда же научились делать его твердым, добавляя в конце варки поваренную соль, вот тогда мыло стали использовать для стирки. Однако им не стирали дорогие ткани – шелк, бархат, парчу. Дорогие ткани в те времена стирали растениями типа мыльнянки. Корни, кора или плоды этих растений выделяют жидкость, которая пенится при контакте с водой. Отвары мыльнянки неплохо снимают пятна с шелков и не разрушают краски. Обычная мыльнянка растет в диком виде в низинах, канавах, вдоль ручьев и рек по всей Европе.


Бургундская мода (15 век)

Бургундия — средневековое герцогство, сложившееся на землях бывшего королевства Бургундия, отошедших по Верденскому договору 843 г. к Франции, и просуществовавшее под сюзеренитетом королей Франции до 1482 г.
В XV в. бургундский двор был одним из богатейших в Европе и считался законодателем мод. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нем воплотились основные черты готического стиля.
Этот период истории костюма получил название «карнавала мод». Хотя общее направление моды было связанно с готическим стилем, это не мешало одновременно сосуществовать самым разнообразным формам костюма. Носили всякую одежду: длинную, короткую, широкую, узкую. Модный силуэт характеризовался удлиненностью, изысканностью и вычурностью линий. Это была настоящая феерия одежд из пестрых тканей, украшенных мелко вырезанными фестонами («экревиссами»)и бубенцами.
Разумеется, такая изощренность была присуща только костюмам богатых и знатных людей. В одежде этого периода все более заметно сословное различие. Народный же костюм со времен раннего средневековья почти не изменился.
Духовенство возмущалось этим «карнавалом мод». Один средневековый летописец времен Столетней войны, объясняя военные неудачи Франции, писал: «Бог послал эту напасть на нас за грехи наши потому, что тщеславие Франции было велико, и несообразность одежды и разного платья переходила из одной крайности в другую… Люди были похожи скорее на шутов, чем на честных людей, а потому и неудивительно, что за подобные безрассудства, превысившие всякую меру, бог наказал нас бичом своим — королем Англии».

 

на женщине: платье со шлейфом и рукавами в виде крыльев, двурогий чепец с покрывалом

на мужчине: верхняя туника без швов с застёжкой аграфом, бургундский чепец

Мужской костюм

Мужской костюм феодалов периода «бургундских мод» постоянно менялся, становясь то длинным, то коротким, то узким, то широким. Но к концу XV в длинную одежду стали носить лишь пожилые люди и должностные лица. Духовенство, медиков, ученых, судей называли «людьми в длинной одежде». Длинными также оставались парадные одеяния королей.
Знатные люди шили одежду из дорогих тканей — шелка, шерсти, бархата; для камизы использовалось тончайшее полотно. К пурпуэну прикреплялись штаны-чулки, которые кроились и шились точно по ноге.
Модной мужской одеждой в этот период стал жакет — короткий, распашной, зауженный в талии и стянутый поясом. От талии полы расходились в виде юбочки. Стоячий воротник жакета иногда опушали мехом. Рукава чаще были пышными, в виде буфов, у плеча и сильно заужены к запястью. Пышная форма верхней части рукавов образовывалась за счет «мауатр» — жестких валиков на проймах. Такой фасон рукавов назывался «жиго». Жакеты, появившись впервые в XV в. при бургундском дворе, быстро распространились в западноевропейских странах.
Иногда рукава были чисто декоративными и просто свисали вниз, а руки просовывались в специальные разрезы.
Поверх рубашки мужчины носят «дублет» — узкую одежду на подкладке (зимой на меху).
Верхней одеждой феодальной знати и бюргеров в XV в. остается упленд — очень длинный, распашной, подпоясывавшийся, с узкими, расширявшимися книзу рукавами. Упленд мог застегиваться до талии, но ниже был распахнут; воротник иногда делали меховой.
Средневековые щеголи XV в. носили «роб» — накладную одежду со стоячим воротником, к которому сзади иногда пришивали полотнище ткани — своеобразный шлейф. Спереди роб был узким, подпоясывался в талии и имел рукава сверху в виде буфа, а от локтя до кисти узкие.
На XV в. в Западной Европе приходится пик популярности «ми-парти»: это время трепетного отношения к геральдике, рыцарскому долгу, преданности сюзерену. Цвета и рисунок этого костюма указывает на принадлежность человека к определенному роду, степень его знатности и т.д.
Крестьянский костюм на протяжении средневековья менялся очень мало. В нем по-прежнему сохранялись черты романского стиля. Крестьяне стремились подражать господам в основном в праздничной одежде.

на мужчине: пурпуэн, штаны-чулки и обувь с длинными носками

на женщине: платье-роб со шлейфом и эннен с прозрачной вуалью

Женский костюм

Для женского костюма периода «бургундских мод» также характерен удлиненный силуэт, который достигался сочетанием укороченного лифа, длинной юбки и высокого головного убора.
Верхним парадным платьем знатных дам был «роб» — с укороченной талией (она подпоясывалась почти под грудью), рукавами с манжетами в виде раструба и распашной спереди юбкой.
У женских платьев периода поздней готики было декольте — чаще в форме треугольника. Иногда треугольный вырез сзади или спереди был до самого пояса. Его обрамляли мехом, пришивали к нему воротник; впереди этот вырез прикрывался вышитой вставкой из другой, часто прозрачной ткани.
Сюрко имел узкие лиф и рукава, манжеты которых заканчивались раструбами — «бомбард», что зрительно удлиняло руку. Спереди и сзади треугольный вырез ворота окаймлялся бархатом или мехом. Расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходила в шлейф, длина которого строго регламентировалась. Самый длинный шлейф имела право носить королева, затем — герцогини и принцессы. Церковь вела борьбу со шлейфами, называя их «дьявольскими хвостами». Дамам, которые их носили, отказывалось в отпущении грехов. Но несмотря на это на протяжении XV в. шлейф остается обязательной принадлежностью придворного костюма.
Цвета женского костюма были контрастными. Например, под сюрко из пурпурной парчи надевали котт синего или зеленого цвета.
Женская одежда, как и мужская, украшалась фестонами — экревиссами и маленькими серебряными колокольчиками.
Костюм горожанок и крестьянок был не таким роскошным, как у знатных дам, но и на него повлиял готический стиль. Котт и сюрко у них были не с отрезным лифом, а цельнокроеные. Верхняя одежда шилась из шерстяных и полушерстяных тканей, а рубашки — из белого полотна.
В XV в. поверх котта горожанки стали носить фартук. Котт они подпоясывали, и на пояс вешали кошельки. Лиф платья был узким.
У крестьянок также появилась одежда с облегающим фигуру лифом, но она по-прежнему остается цельнокроеной. Шили крестьянскую одежду из домотканой ткани.
Женский готический костюм с его особой динамикой, удлиненным силуэтом изменился к концу XV в., подчиняясь новым эстетическим идеалам.

на женщине: платье-роб, двурогий чепец с покрывалом в виде паруса

на мужчине: пурпуэн с расширенными рукавами

на мужчине: верхняя одежда буржуа, тюрбан причудливой формы

на женщине: плащ с капюшоном и тюрбан

на женщине: платье-котт ми-парти, тюрбан с сеткой для волос

на мужчине: распашной плащ на меху с пелериной и капюшоном

на мужчине: пурпуэн, ботинки с загнутыми носками

на женщине: платье-роб с длинным шлейфом

на женщине: платье со шлейфом, двурогий эннен

на мужчине: верхняя одежда с декоративными рукавами

Костюм королевы

Поверх цветного шелкового котта королева надевала «королевское сюрко», лиф и подол которого были отделаны мехом горностая. Сзади к сюрко пришивалась мантия. Лиф сюрко украшался чеканными пластинками и драгоценными камнями.
Головным убором королевы был эскофьон-а-корн из красной с золотом парчи с покрытыми золотым узором боковыми частями. Сверху на эскофьоне прикреплялось золотое украшение с фестонами, драгоценными камнями и золотыми розетками.
Королева могла также покрыть золотой сеткой заплетенные и уложенные над ушами косы, а сверху в торжественных случаях надевала корону.

на мужчине: широкий плащ с пелериной, зауженная туника ми-парти

на женщине: узкое платье-котт и сюрко, отделанное мехом, головной убор — крузелер

Костюм воинов

Расцвет рыцарства начался еще в XI в. Вначале это была маленькая армия феодального поместья. Но вскоре рыцари стали новой социальной единицей, военной аристократией. Они установили кодекс законов чести, создали этикет, а также особый рыцарский костюм, символизирующий благородство и силу.
Рыцари-крестоносцы носили металлические шлемы конической формы, иногда украшенные плюмажами. Тело их защищала броня или сетчатая кольчуга длиной до колен. У кольчуги был сетчатый капюшон, который надевался под шлем, и длинные рукава. Кожаную броню, покрытую металлическими пластинками, в середине XII в. сменила кольчуга. Кольчугу или броню опоясывала перевязь.
Поверх доспехов рыцарь надевал плащ, закреплявшийся на левом плече.
Ноги вначале защищались штанами и сапогами, позже — кольчужной тканью.
После появления «дамасской стали» кольчуги заменили коваными латами, в которых было гораздо удобней в длительных переходах.
Основное вооружение рыцарей — копья и короткие мечи, а также большие продолговатые, закрывающие почти всю фигуру, щиты.
Простые пешие воины не имели права носить кольчугу, броню и продолговатый щит. Щиты у них были круглые, вместо кольчуги — набитые шерстью рубашки, а вооружены они были копьями, топорами, луками со стрелами, длинными тонкими мечами.
На турниры рыцари надевали кольчугу, защищающую все тело, и длинное сюрко. Лошади покрывались    попонами. Попона, сюрко и щит были одинакового цвета с изображением герба. Шлемы рыцарей снабжались металлическим забралом, похожим на маску, и узорным навершием.

рыцарь на коне в одежде геральдических цветов. Рога — гербовый символ

рыцарский шлем

Обувь

В XIV в. во Франции появилась обувь с длинными, загнутыми вверх носками («пулены»).
В Бургундии в XIV-XV вв. принцам крови полагалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 сантиметров), родовитым дворянам — в две ступни, рыцарям — в полторы, горожанам — в одну и простолюдинам — в полступни (до 15 сантиметров).
Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.
Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.

Прически и головные уборы

В XV в. самым распространенным головным убором всех сословий был капюшон с оплечьем, которое украшалось зубцами и бубенчиками. Его носили отдельно или пришивали к плащу. Длинный конец капюшона можно было завязать узлом.

капюшон


Шаперон к XV в. приобрел вид шляпы: его заранее драпировали и сшивали. Головным убором простого народа по-прежнему остался бегуин — чепец из ткани.
Знатные  люди  поверх бегуина надевали шляпу. Шляпы мастерили из сукна илифетра; они могли быть с полями или без них, часто имели форму усеченного конуса. Щеголи носили сразу две шляпы: одну на голове, другую — за спиной.
В конце XV в. в некоторых странах мужчины начинают носить головные повязки типа тюрбана.

тюрбан

У женщин в XV в. головные уборы становятся настолько популярны, что прическа теряет свое значение. Согласно моде, лоб, виски и затылок максимально открывали, и женщины даже подбривали волосы на голове, а брови выщипывали.
Головные уборы женщин были трех основных видов: высокий цилиндрический убор; сетка, которая поддерживалась полосками ткани, и «эннен».
Самым модным головным убором знатных женщин был эннен — конусообразный и высокий, «словно здание». Он появился при бургундском дворе во второй половине XV в. Чем более знатной была женщина, тем выше был эннен. При входе в помещение даме приходилось приседать. Эннен появился при бургундском дворе в конце XIV в. с легкой руки Изабеллы Баварской и оставался излюбленным головным убором знатных дам на протяжении столетия. Изготовляли его из накрахмаленной льняной ткани или из жесткой бумаги, а сверху покрывали дорогой парчой и отделывали бархатом. К нему прикреплялась длинная, до земли, прозрачная вуаль. Такой головной убор предоставлял прекрасную возможность демонстрировать богатство, что было в духе сословных традиций средневековой знати.
Носили знатные дамы в XV в. и «эскофьон-а-корн» («эскофьон в виде рогов»). Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы.
Средневековые дамы носили также чепцы в виде «паруса» или «двойной сахарной головы».
В XIV-XV вв. одним из популярных головных уборов женщин оставалась разновидность чепца со множеством мелких складок — «крузелер».

крузелер


Замужние женщины носили на голове белые покрывала.

покрывало

Украшения

Украшением мужского костюма периода «бургундских мод» служили пояса, бубенчики, фибулы. К поясам подвешивали на цепочке кинжал, кожаный или парчовый кошель; на перевязь через плечо — охотничий рог.
Обязательной принадлежностью костюма знати были перчатки. Обычно одну надевали на левую руку, а вторую держали в руке. Обе перчатки надевали во время охоты, а в церкви или во время танцев их снимали и прятали за пояс.
Мода на драгоценные камни привела к поискам их заменителей, и с XV века в Европе начинают делать искусственные самоцветы.
На парадной одежде особенно изысканным и утонченным считались вышивки текстов любимых стихов или песен.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

17 век. Барокко / Отзывы о косметике

Здравствуйте!
В сегодняшнем обзоре вас ждёт много роскоши, помпезности, кружев, красивых платьев. Потому что речь пойдет о XVII веке, или, как его иногда называют, веке барокко.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко

В предыдущем посте серии об эпохе Возрождения я остановилась на том, что во второй половине 16 века законодательницей европейской моды стала Испания. Блестящая экономическая ситуация выдвинула испанский двор, его нравы, общество и моду на передний план европейской жизни. Сегодня мы двигаемся дальше и плавно перемещаемся в 17 век, где в искусстве и, что больше актуально для нашей темы, в моде формируется и укрепляет свои позиции стиль барокко.
Стиль барокко — парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным — хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоБарокко создает пышное обрамление абсолютистским устремлениям монарха и аристократии, прославляет власть и богатство. Недаром многие зарубежные исследователи называют семнадцатое столетие “веком барокко”. “Нельзя, кажется, назвать почти ни одного другого века, атмосфера которого так глубоко отмечена стилем своего времени, как 17 век. Это всеобщее моделирование жизни, духа и внешнего облика по выкройке барокко…”. Стилистика барокко находит выражение в торжественных формах придворного церемониала, ритуале любовной игры, правилах поведения в обществе, манере держаться, а также в костюме, аксессуарах, украшениях.
Проявления стиля барокко импозантны, величественны, представительны, в то же время напыщенны и помпезны, они отделяют знатного человека от простого смертного, короля — от толпы придворных. Женщина воплощает в себе величие, парадность, жеманство, грациозность, кокетливость. Но четко выраженного идеала женской красоты не было. Он зависел от вкусов короля и внешности сменяющих друг друга фавориток.

Одежда и украшения

Итак, в первой половине 17 века во всех европейских странах наблюдается резкая перемена в отношении испанского вкуса и моды. Испанская мода, которая господствовала целых пятьдесят лет, в начале 17 века отступила. В своем развитии она дошла до абсурда; одежда превратилась просто в футляр, совершенно не связанный с человеческим телом и его пропорциями.
Как и в других областях быта, культуры и искусства, характерными чертами барокко в костюме остаются пышность, парадность, величественность. Это подчеркнутая декоративность достигается за счет живописных эффектов и скульптурной рельефности.
Ткани 17 в., в производстве которых лидирует Франция, близки по своей фактуре и орнаменту к ренессансным итальянским. Это декоративные растительные мотивы, гербы, короны, вазы. Узоры крупные, расположение их свободное, они плотно заполняют всю поверхность. Цветовая гамма — яркая, насыщенная, зачастую контрастная: встречается синий, красный, белый, черный цвет. Самым любимым был золотой — цвет богатства и символ власти.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Характерный признак барокко — изобилие рельефно “вылепленных” форм, достигаемых за счет использования самой ткани: рюши, буфы, оборки, пучки лент, банты, отделка шнуром и галуном. Чрезвычайно популярны кружева. Ими могли украшать любую деталь костюма, вплоть до перчаток, передников, штанов или обуви.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко Женское платье тогда избавилось от широких юбок на обручах, линии стали более мягкими и плавными. Лифы опять стали шнуроваться, а нижнее белье опять находит применение во внешнем виде костюма. Основным средством для придания формы лифу был корсет. Вначале корсеты были подобны тем, что использовались в предыдущем столетии. Потом их укоротили, но суживающийся перед корсажа сохранился.
Корсеты наносили ощутимый вред здоровью не только женщин, но и маленьких девочек: после смерти двухлетней дочери Джона Эвелина в 1665 г. хирург, проводивший вскрытие, обнаружил, что грудина была сильно вдавлена, а два ребра сломаны.

Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
В 17 веке видную роль в одежде играют рукава. Они дополнены белыми манжетами с кружевами, в виде кулька, которые достигали почти локтя. Позже длина рукава сокращается, и к середине столетия он едва закрывает локоть. Тогда рукав изменил и свой вид: он расширился, часто это позволяло видеть присборенный рукав нижней рубашки. Рукав бывал расширен также у плеч и сшит только в запястье.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоЗимний наряд состоял из нескольких юбок, мехового воротника, капюшона, полумаски и муфты. Пушнину привозили в основном из Нового Света. Дорогая горжетка из меха соболя, свидетельствующая о богатстве ее владелицы, свободно лежала на плечах девушек, а концы ее свисали вдоль груди. Такой аксессуар появился в эпоху Средневековья и в основном встречался в мужском гардеробе, а в 17 веке он пополнил и женский гардероб. Подбитая мехом муфта считалась модным дополнением как в мужской, так и в женской одежде. Она не только держала руки в тепле, но и имела внутренние карманы для хранения носовых платков и денег. Маска из бархата и шелка закрывала все лицо, за исключением глаз. Основная ее роль заключалась в сохранении здорового цвета лица, вместе с тем создавая атмосферу анонимности.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоВ 17 веке стало принято дамам надевать в театр маски, полностью скрывающие лицо. Такие маски делались из жесткого черного или белого материала с отверстиями для глаз и губ. В таком виде посетительницы могли наслаждаться театральной постановкой инкогнито, поскольку в ту эпоху дамам из высшего света этот вид развлечения был запрещен. Маска держалась на голове с помощью завязок и бусины, либо пуговицы зажатой между зубами. Популярные полумаски, напротив, прикрывали лишь глаза и нос и являлись частым атрибутом балов и маскарадов.Такая маска крепилась на тонкий наконечник, и владелица подносила ее к лицу, желая пофлиртовать.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Большую часть века женские ноги были скрыты под длинными юбками, но женская обувь была сходна с мужской: умеренный каблук, возможно более узкий и легкий, большие розетки, завязки из лент и длинные язычки. С 1660-х годов в моду вошли очень высокие каблуки, которые теперь называют «Луи», вместе с узким тупым носком и застежками из лент и пряжек.
Для изготовления обуви использовали сорта кожи, а в торжественных случаях — атлас, парчу или расшитую ткань. Есть свидетельства, что женщины носили в путешествиях сапожки «баскинз», сделанные из бархата, атласа и узорной кожи. В помещении носили домашние туфли без задника на высоких каблуках или тапочки, покрывающие только переднюю часть ноги.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
У модниц в ходу были аксессуары: веера, часы в виде луковицы и зеркальца в дорогой оправе, которые подвешивались к поясу. Обязательная принадлежность костюма — перчатки. Они искусно отделываются, пропитываются духами. Особенно популярными в 1-й половине 17 века были жемчужные ожерелья и браслеты. Дамы также украшали себя диадемами, подвесками, кольцами. Модным камнем считался алмаз, но ювелиры научились огранивать его только к концу века.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоС 1640-х годов в моду вошли мушки: небольшие кусочки черного бархата или шелка разной формы, которые прикреплялись к лицу с помощью смолы мастикового дерева. За щеками часто носили пробковые шарики, чтобы придать им округлость.
17 век — время, когда формируются основы общеевропейского гражданского костюма. Как правило, в процессе создания новых форм и стилей лидируют определенные страны, закладывая общие эстетические принципы. Другие следуют в фарватере, внося тем не менее существенные коррективы, добавляя национальное своеобразие в общеевропейскую копилку.

Костюм в Англии

В 1620-х гг. в Англии в женских нарядах в моду входят пышные рукава virago, перетянутые лентой у локтя. Тугие воротники уступают место более свободным «ниспадающим» воротникам, отделанным кружевом с фестонами.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоВ 1630-е появляется завышенная линия талии и более низкий вырез, а сквозь рукава длиной до локтя становятся заметны предплечья. Жесткость и размеры корсета уменьшились. Женские платья теперь состоят из лифа, окаймленного спереди кружевом и шелковыми лентами, нагрудника, нижней юбки и гауна, полы которого спереди расходятся усеченным треугольником, открывая ткань нижней юбки. Элегантные батистовые воротники, отделанные кружевом, спускаются до плеч.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Костюм Испании

В начале 17 века в Испании еще носили костюм по моде прошлого века — пышный, каркасный, скрывающий естественные линии тела. Только со 2-й половины этого века на него начинает оказывать влияние французская мода.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Женский испанский костюм 1-й половины 17 века оставался каркасным. Дамы носили жесткие юбки длиной до самого пола (по-прежнему верхом неприличия считалось показать из-под юбки хотя бы кончик туфли) и закрытые нераспашные платья. Лиф платья был узким и имел глухой воротник.
С середины 17 века костюм знатных дам продолжал оставаться громоздким и жестким. Каркас, на который натягивалась юбка нарядного платья, очень сильно расширился по бокам. Подол юбки отделывался полосами дорогой ткани, украшенной вышивкой. Лиф платья туго стягивался в талии. Поверх корсета дамы могли надеть жакет с баской, затянутый в талии и с узкими у плеч рукавами. Края баски также отделывались красивой вышитой полосой ткани.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
У рукавов верхнего платья могли быть разрезы, сквозь которые проглядывали рукава нижнего платья. Носить глубокое декольте запрещалось этикетом.
Цвета женской одежды были не только серые и черные, но также и зеленые, оливковые, разных оттенков красного.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
В качестве аксессуаров использовались четки (нередко драгоценные) и красивый, с великолепной отделкой носовой платок, который дамы обычно держали между средним и указательным пальцами. Обязательным для испанки был веер. Существовал даже своеобразный язык веера — целая система движений, в которой каждый жест имел определенное значение.

Костюм Нидерландов

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании. После владычества Испании, в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

Костюм Франции

Во Франции после долгого периода гражданских войн и борьбы короля со знатью становилась абсолютная власть Людовика XIV. Вкусы “короля-солнца” почти на протяжении 60 лет определяли как общее направление в развитии европейского костюма, так и отдельные детали, приметы внешнего облика дворянства.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоПри Людовике XIV Франция стала законодательницей мод в Европе. Блеск двора Короля-Солнце вызывал у европейских правителей зависть и стремление подражать — все французское было синонимом роскоши и элегантности. Из Франции вывозили шелковые ткани, ленты, кружева, перчатки, чулки.
По своей стоимости особо роскошный наряд порою превосходил стоимость скромного замка. Женские наряды такого рода являлись самой дорогой статьей расходов, демонстрируя богатство и вкус владелицы.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод — «Mercure galante», освещавший придворную парижскую моду для провинциальных читателей. В 1678 году он впервые привел обзор нарядов в соответствии с временами года. 1675 год ознаменовал собой открытие первых бутиков.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоТакое сочетание придворных веяний и активной торговли послужило основой для зарождения индустрии моды. В 1675 году независимые портные объединились в гильдию и получили право продавать свой труд и товары.
Костюм, сформированный в 1670-1680х гг. почти без изменений будут носить вплоть до Великой французской революции.
При Людовике XIV в моду входит домашняя одежда (халаты из полосатых восточных тканей, тюрбаны).
Огромное внимание при дворе уделялось женской моде. Женщина находилась в центре придворной жизни и была украшением французского двора. Уже в 1650 г. вновь появляется корсет — легкий, на китовом усе. Каркас юбки делался из ткани с китовым усом, что придавало фигуре грациозность. Увеличивается декольте. Каблук, появившийся в начале 17 века у кавалеристов для упора ноги в стремени, теперь становится оружием женского кокетства.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко

Волосы и прически

В XVII веке снова начинают носить парики. Однако, дамы в отличие от кавалеров все же чаще делали прически из своих волос, лишь добавляя искусственные локоны. В течение большей части столетия в моде были непокрытые волосы, хотя на открытом воздухе все же надевали шаль или накидку, берет примитивной формы или чепец, состоящий из плотной ткани.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
В Англии волосы убирали назад в тугую прическу, оставляя по краям локоны. Дома женщины носили белый батистовый чепец, а на улице надевали капюшон, собранный по заднему краю по форме головы, передняя часть стягивалась завязками под подбородком. Более скромные женщины, пожилые, вдовы покрывали волосы полотняными или батистовыми шапочками.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Шляпы, если их вообще носили, были мужского фасона. Вначале — так называемые «кавалеристские», украшенные перьями или без них, для верховой езды или путешествий. К концу века женщины-наездницы заимствовали не только треугольные шляпы. но также мужские сюртуки и камзолы.
Во Франции, когда Людовик XIV был еще ребенком, женские прически походили на детские. К примеру, в моде была прическа «аль-анфан» («по-детски»), состоящая из завитых локонов, подвязанных лентой вокруг головы.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. БароккоТакже в середине XVII века была популярна прическа маркизы Севинье – завитые волосы, собранные в пучки вокруг головы. Прическа «фейерверк», которую ввела в моду королева Анна Австрийская, — спереди волосы были плоско уложены, а сзади собраны в массивный пучок, на плечи спускались змеевидные и штопорообразные локоны.
В 60-е годы XVII века носили прическу «Мария Манчини». Прическа была названа в честь итальянской знатной дамы. Она состояла из уложенных над ушами двух полушарий из завитых мелкими локонами волос. Очень похожей по силуэту на прическу «Мария Манчини» была и прическа «юрлю-берлю», популярная в 70-е годы XVII века. Ее авторство принадлежит первой известной в истории женщине-парикмахеру Мартине.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Во Франции, законодательнице европейской моды, прическа была важным элементом костюма. Возникают все новые и новые фасоны с использованием горячей завивки, накладных локонов, лент, кружев. Самая популярная высокая прическа с 1680 г.- а-ля Фонтанж, названная в честь одной из фавориток короля, состоящая из комбинации локонов и кружев. По преданию, во время верховой езды у возлюбленной короля растрепались волосы, и она перевязала их своей подвязкой. Монарх был очарован, и на следующий день все только и говорили о новой прическе из завитых волос, украшенной спереди рядами петель из лент. Прическа «фонтанж» имела множество вариантов – ее главная особенность высота (завитые локоны, расположенные горизонтальными рядами надо лбом) и множество украшений. Также существовал и одноименный головной убор – высокий чепчик «фонтанж».
В последние годы правления Людовика XIV женские прически становятся более скромными. В моду входит прическа «смирение» — гладко зачесанные волосы с пучком на затылке.
Уход за телом

В XVII веке водой пользуются уже меньше. Водные процедуры все реже изображаются на картинах и имеют место быть на практике. Лицо обычно просто вытирают чистым полотенцем, так как появилась традиция считать, что зимой лицо от умывания замерзнет, а летом будет покрываться потом.
Многие художники тем не менее продолжают показывать в реалистичной манере женщин за туалетом. Довольно часто модели — это жены художников.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Предел чистоты в 17 веке обозначает, прежде всего, положение и статус. Богатые могли позволить себе регулярную стирку и глажку одежды. У бедных не было такой возможности — приходилось жить со вшами. На картине Жоржа Де ла Тура, например, мы видим женщину, которая ищет на своем теле вшей. В то время в Европе свирепствует настоящая эпидемия — почти у каждого второго простолюдина на теле обитает «живность».
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Интересный факт касательно гигиены связан с личностью Людовика XIV. Прочно утвердившаяся теория, что Луи XIV принял только одну ванну в течение жизни, и что фактически он является моделью неимоверной грязи, скрывающейся под пышными одеждами, часто попадает в поле зрения. Однако существующие источники позволяют поставить под сомнение этот штамп. Историкам хорошо известен ритуал утреннего подъема короля, предполагающего «утренний туалет, но который следует за некоторыми ночными омовениями, происходящими в полной тишине». [M. Gallo, 1992]. День начинается с дезинфекции рук: «король еще в кровати, первый комнатный лакей, держа в правой руке флакон с винным спиртом, поливает руки его Величества, под которыми он левой рукой поддерживает позолоченную тарелку» [Bensongne L’Etat de la France, Paris, Loyson 1698, p.256]. Король моет лицо и рот, как советуют некоторые медицинские трактаты. Короля причесывают, потом его бреет один из цирюльников, раз в два дня. После того, как король выпивал стакан воды, чашку бульона, лакей ему протягивал салфетку, чтобы вытереть рот. Перед сном предусматривалась салфетка «смоченная с одного края. Король ею мыл лицо и руки и вытирался сухим краем». На вопрос о том, купался ли король регулярно, обычно отвечают негативно, все-таки отмечая, что случалось королю посетить ванную, но чаще в случае болезни или по рекомендации врачей. Тем не менее, если бы эти ванны не носили характер повседневности, они бы имели куда больше свидетелей и свидетельств. Король мог принимать ванны неоднократно, просто, чтобы расслабиться. Впрочем, многочисленные детали наводят на мысль, что он не всегда мылся в одиночестве.
Использование косметики

Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
В 17 веке красота в некотором смысле оставалась мимолётным явлением. Слабое здоровье и косметические средства, содержащие ядовитые вещества (свинец или ртуть) приводили к тому, что пик привлекательности женщины приходился в среднем всего лишь на 20 лет.
К примеру, 1600-ых годах не было лучшего скраба, чем купоросное масло, представляющее собой концентрированную серную кислоту. Его применение наносило непоправимый вред не только коже, но и всему организму.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
17 век ознаменовался также появлением специальных шариков для умывания, которые использовались утром и вечером. Их делали из измельчённого мыла, смешанного с травами, пряностями, маслом, к примеру, миндальным. Такие шарики не только обладали приятным ароматом, но и обеспечивали мягкий пилинг для кожи. Применяли также специальный крем, содержащий жиры, пчелиный воск и спермацет. Этот состав считается прародителем современного крема, обладающего насыщенной текстурой, которая идеально подходит для увлажнения и питания кожи.
Бледный цвет лица не теряет своей популярности вот уже несколько веков. Как и раньше, он являлся показателем богатства и высокого социального статуса человека. Средства для отбеливания кожи были весьма востребованы, вот, к примеру, один из самых популярных препаратов в 17 веке – крем состоял из измельчённого мела или свинцовых белил, смешанных с яичным белком и уксусом. Такой состав обеспечивал бледную, гладкую и блестящую кожу. Правда, есть у него один недостаток, после высыхания нельзя улыбаться или сильно морщиться – макияж мог попросту покрыться трещинами. К другим, востребованным в то время, продуктам для отбеливания кожи относятся лимонный сок, квасцы…
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
В 17 столетии начали употреблять и другие косметические красители, например, оксихлорид висмута, белый пигмент с металлическим блеском. Пользовались и тальком, но приходилось прибегать к определённым мерам безопасности, чтобы его не вдыхать. Применяли даже прокаленные кости, рисовую пудру и молотый алебастр. В некоторых случаях смешивали сразу несколько пигментов, чтобы достичь максимального эффекта. В этом веке появилась мода смешивать белые пигменты с кремом или какой-то жидкостью, полученная масса лучше наносилась на кожу, полностью её покрывала. Но всё же оставались приверженцы старых традиций, по которым лицо и другие части тела просто пудрили. Последний вариант позволял даме всегда выглядеть естественно. Правда, существовала небольшая хитрость, позволявшая пудре надёжнее прилипать к коже. Для этого следовало заранее покрыть лицо маслом или кремом. Так, считалось, что масло семян белого мака идеально в сочетании с пудрой из прокаленной кости.
В 17 веке стали употреблять жемчужный порошок, который относился к элитной и эксклюзивной косметике. Чтобы его получить, настоящие жемчужины растворяли в лимонном соке или уксусе, а полученный раствор высушивали до образования белого порошка. Его отбеливающий эффект был незначителен, но благодаря перламутру, это средство способствовало светоотражению, выравнивало тон кожи.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко
Судя по портретам того времени, женщины отдавали предпочтение лишь двум косметическим красителям: белому, как уже говорилось выше, и красному. Последний был представлен в нескольких вариантах. К примеру, красно-оранжевым оттенком обладает вермильон или киноварь. Сам по себе пигмент весьма токсичен, в некоторых случаях его заменяли оксидом железа. Малиновый краситель – кошениль – добывали из насекомого с одноимённым названием. В косметике он используется и в наши дни. Использовали древесину исчезающего сейчас дерева – цезальпинии. Под воздействием спирта она окрашивает настойку в красно-коричневый цвет. Востребованным также был пигмент растительного происхождения – алканна. Он отличался мягким красным оттенком, полностью безопасен. Зачастую его использовали в румянах на жировой основе. Женщины низших сословий применяли в качестве румян красную охру. Этот вид косметики ухитрялись получать из мяса клешней речных раков, которых высушивали, измельчали, а затем настаивали на спирте. Существует рецепт румян 17 века, которые не сходили в течение нескольких дней. Для этого смесь марены, мирры, ладана и шафрана, наносили на кожу и оставляли на ночь. Стоит отметить, что румяна наносили не только на щёки, но и на губы. Один из вышеупомянутых красных пигментов смешивали с измельчённым алебастром или гипсом. Благодаря этому, губы приобретали более чёткие контуры.
Эталоны женской красоты в истории: 17 век. Барокко

Всех благодарю за внимание!
В следующий раз поговорим о стандартах красоты 18 века, и подробно рассмотрим особенности стиля рококо.
Вероника

Список использованной литературы :
Иллюстрированная энциклопедия моды / Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М.
История в костюмах / Блейз А.
История костюма 1200-2000 / Джоан Нанн
История. Культура. Повседневность / Козьякова М.И.
Мода: всемирная история / Марни Фогг
Мода и модельеры / М.Шинкарук, Т.Евсеева, О.Леспяк

Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)

Возрождение ознаменовалось появлением класса буржуазии и формированием наций, великими географическими открытиями и обширной торговлей между странами. Необычайного расцвета достигли искусства, в том числе ювелирное и прикладное, возродился интерес к античности. В этот период зарождается гуманистическая культура, независимая от церкви, утверждающая ценность человеческой личности и земной жизни. В центре внимания — интерес к внутреннему миру человека, духовным идеалом становится не христианское смирение, а всесторонне — физически и нравственно развитая личность.
Новый эстетический идеал выразился и в появлении новых форм одежды, новой моды, главным в которой было — создание пластичного гармоничного образа.
В различных странах культура Возрождения складывалась в разные периоды. Раньше всего она возникла в Италии: итальянское Возрождение охватывает период с XIV до середины XVI вв. Во Франции оно зародилось с конца XV — начала XVI вв., в Англии продлилось с XVI до начала XVII вв., в Испании — с XV по XVII вв.
Италия, игравшая роль посредницы в торговле между Востоком и Западом, в XV в. стала самой богатой страной Европы. Венеция, Генуя, Флоренция и другие итальянские города начали богатеть еще во времена крестовых походов.
Огромными средствами обладало семейство крупнейших флорентийских банкиров Медичи. В их руках была сосредоточена власть, и чтоб упрочить ее, Медичи создают свой двор, с которым по роскоши не могли соперничать даже королевские дворы Европы. Медичи сумели прославиться, привлекая к своему двору гениальных художников и музыкантов, знаменитых философов. Феодальная аристократия европейских стран интересовалась всем, что происходило во Флоренции при дворе Медичи, и многому подражала, в том числе и итальянскому костюму.
В XV в. главной законодательницей итальянской моды была Флоренция. В XVI в. она уступила место Венеции.
Хотя на итальянский костюм оказывала влияние французская готическая мода, в нем не было вычурности и экстравагантности. В силуэте костюма основными становятся не вертикальные линии, а горизонтальные; исчезают слишком длинные шлейфы и острые длинные носы обуви, свисающие рукава, глубокие декольте, высокие головные уборы. Детали костюма не удлиняют фигуру.
В итальянских одеждах этого периода заметны черты античности: простота и мягкая плавность, свободно падающие складки, нормальные «человеческие» пропорции.
Модные итальянские одежды изготовлялись из дорогих тканей: бархата, шелка, парчи с серебряными и золотыми нитями, украшенных вышитыми или вытканными цветочными орнаментами. Особенно славилась венецианская парча с декоративным рисунком. Королевские дворы Европы покупали ее за большие деньги для торжественных одежд. Самыми модными цветами тканей считались зеленый, изумрудно-зеленый и винно-красный.
В костюме эпохи Возрождения не было строгих сословных ограничений, он выражал скорее имущественное положение человека.
В XVI в. итальянский костюм изменился, исчезла его жизнерадостность, светлые или яркие тона сменились более темными, а затем и черными. Костюм как бы повзрослел, отражая новый идеал времени — зрелость и опыт. Это обусловили исторические события: не утихающая вражда между различными социальными слоями, борьба между городами, агрессия соседних государств. Окончательный крах Италия потерпела, когда в 1529 г. ее захватила Испания.
С этого времени итальянский костюм и внешний облик итальянцев подвергся сильному испанскому влиянию. Итальянская культура продолжает развиваться лишь в северных областях Италии, и особенно в Венеции, сохранивших самостоятельность.

Мужской костюм

Нижней одеждой итальянцев была рубашка — «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» — узкой куртке без рукавов или с рукавами.
На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. Рукава куртки могли быть съемными и прикрепляться с помощью шнурков. Таким образом с одной и той же курткой можно было носить разные рукава. Куртка украшалась вышивкой или меховой опушкой.
Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.
Мужская одежда была однотонной, но яркой. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне». Лиф джорне красиво облегал фигуру, талию перетягивали поясом, а откидные рукава, заложеные складками по пройме или выкроенные в форме круга, ниспадали. Роскошные джорно шили из дорогих бархатных и парчовых тканей, низ рукавов отделывался мехом, рядами экревиссов, украшался бубенчиками, перьями. Такой костюм выглядел чрезвычайно эффектно.
Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом — «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.
Длинными были костюмы для торжественных случаев, а также одежды ученых, должностных лиц, духовенства, монахов.
Простые люди носили короткую одежду.
В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода — кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра.
Украшали джуббоне пышные рукава и очень большой шалевый, иногда меховой воротник.
Венецианские одежды по-прежнему оставались светлыми и яркими: голубыми, гранатово-красными, зелеными, золотистыми, синими, белыми. На плечи венецианцы накидывали короткий плащ, который мог быть с рукавами или без них.
В XVI в. мужской костюм украшается разрезами самой разной формы, обшитыми по краям кантом или цветными нитками. Сквозь них просвечивала подкладка другого цвета.
Народная итальянская одежда на протяжении XIV-XVI вв. изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма.
Мужчины носили чулки и штаны до колен.
Принадлежностью дворянского костюма была шпага, которую носили у левого бедра на поясной портупее. Справа к поясу на цепочке прикреплялся кинжал. Плоский кинжал — «стилет» носили за пазухой. Костюм дополнялся подвесным кошельком, перчатками, золотой цепью.

Женский костюм

Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был еще богаче и разнообразней мужского.
Согласно флорентийской моде, в XV в. идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела.
В XV в. итальянки носили платье — «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.
Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).
Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.
Верхней женской одеждой по-прежнему оставался длинный, яркого цвета плащ. Иногда с прорезями для рук.
Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.
В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.
В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева — рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.
В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего — короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки.
В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу — отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.
Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер — вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.
Зимой итальянки грели руки в муфтах, которые шились из шелка и оторачивались мехом.
Венецианский женский костюм XV в. отличался маленьким лифом с глубоким декольте и высокой талией. На рукавах платья красовались фигурные разрезы. В XVI в. женская одежда также приобрела пышность и декоративность. Несмотря на влияние испанской моды (и испанский, и венецианский женские костюмы делались на каркасе), венецианский все же был гораздо свободней и женственней испанского с его строгим графическим силуэтом.
В гардеробе венецианок была верхняя распашная одежда «симара» (в Европе она известна как «марлотт»). Симара состояла из трех частей: длинной складчатой спинки, переходившей в шлейф, и двух более коротких полочек. По бокам симара сшивалась не полностью или могла подвязываться поясом. У нее был стоячий веерообразный воротник.
Женский народный костюм сохранил традиции костюма эпохи Возрождения и в более поздние времена. Типичной крестьянской женской одеждой была рубашка, отрезной лиф, который надевался поверх нее, и широкая недлинная юбка.

слева: рыцарь в доспехах и плаще

справа: женщина в верхнем платье из узорчатой парчи

на женщине: платье с небольшим шлейфом. Сложная причёска

на мужчине: короткий тапперт и ми-парти

на мужчине: мантия богатого горожанина

на женщине: верхняя распашная одежда

Обувь

В XV в. итальянские мужчины обувались в мягкие туфли, сандалии и мягкие высокие ботинки, которые застегивались на пуговицы. Носки у обуви были округлыми.
Во время верховой езды итальянцы надевали кожаные штаны длиной до колен и высокие кожаные сапоги.
В XVI в. мужская обувь была мягкой, без каблуков, украшалась разрезами.
Женщины щеголяли в мягкой обуви, иногда на высокой подошве. У некоторых модниц подошва туфель была настолько толстой (иной раз до 30 сантиметров), что они не могли передвигаться без поддержки.

Прически и головные уборы

До XVI в. мужчины носили или гладко зачесанные назад волосы, или прическу с челкой. Лицо гладко брили. Молодые волосы на концах завивали.
Мужские головные уборы были очень разнообразными: шляпы с полями, повязки типа тюрбана, маленькие круглые шапочки, обручи, капюшоны. Пожилые люди под головной убор надевали чепцы. Как и в средние века, щеголи носили одновременно две шляпы: одну на голове, другую — за плечами, привязывая ее лентами.

мужской головной убор эпохи Возрождения


У итальянских женщин считался красивым высокий лоб, поэтому волосы надо лбом сбривали на ширину двух пальцев. Особенно модным был золотистый цвет волос, поэтому модницы их высветляли.
Женская прическа иногда бывала очень сложной и представляла собой изысканную комбинацию из кос и локонов, украшенных жемчугом, вуалями, лентами.
Замужние женщины носили шляпы в виде тюрбана (мягкой подушкообразной формы). Девушки украшали себя вуалями и плетеными из шнурков сетками (часто золотыми).

женская прическа эпохи Возрождения


В XVI в., после захвата Италии Испанией, мужчины наравне с длинными волосами, закрывающими уши, носили испанскую прическу: короткую стрижку с бородой и усами.
Голову мужчины покрывали беретами и испанскими шляпами. К концу XVI в. в моду входит высокий «ток» — небольшая бархатная шляпка без полей, украшенная драгоценными камнями и небольшим страусовым пером. Итальянцы носили также «бальцо» — головной убор в виде крупного валика с вышивкой. Незнатные и небогатые горожане ходили в низких беретах с небольшими полями. В домашней обстановке итальянцы надевали невысокую шляпу типа фески.
Женщины также носили бальцо самых разных видов или просто покрывали голову вуалью. Венецианки при выходе на улицу накидывали на голову разные покрывала. Модными были испанские береты, которые надевались поверх покрывала, и соломенные шляпы.
Прически в разных областях Италии различались. Молодые девушки носили волосы распущенными. Любимой прической венецианок была прическа с двумя валиками над лбом, напоминавшими по форме полумесяц — эмблему богини Дианы.

прическа и тюрбан эпохи Возрождения

женский головной убор эпохи Возрождения

Украшения

Мужчины любили цепи и перстни.
К поясу они привязывали кошельки и поясные карманы. Костюм дополняли перчатки; их надевали на руки или носили за поясом.
Верхняя одежда отделывалась мехом, вышивкой золотом, цепочками и поясами. Распространенным украшением были драгоценные перстни с коробочкой-тайником.
Женщины украшали прически нитками жемчуга с драгоценными камнями. Поверх одежды носили золотые цепочки с маленькими колокольчиками. Излюбленными украшениями были также серьги с драгоценными камнями, ожерелья из крупных жемчужин.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Мода в Европе 16-17 вв

Мода Европы 16-17 века Женщины в то время стремились соответствовать «идеальн...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Мода Европы 16-17 века Женщины в то время стремились соответствовать «идеальным» стандартам. Они носили пышные юбки и утягивающие корсеты, которые создавали тонкий силуэт. К тому же признаком идеальной женщины были длинная шея, высокий рост, величественная осанка с откинутыми назад плечами и длинные волнистые волосы или локоны.

2 слайд Описание слайда:

Мода Франции 17 века Женский костюм во Франции имел слегка поднятую линию талии и укороченный лиф, а юбка была хоть и длинной, но не слишком широкой. На юбке имелись мягкие складки, а рукава были пышные и немного укороченные. Придворные дамы зачастую носили сразу два платья, одно из которых считалось как нижнее белье, и было светлых тонов. Второй наряд был потемнее, и он всегда был распахнут так, чтобы виднелось нижнее белье, которое шилось из атласа или дорогой парчи.

3 слайд Описание слайда:

У обычных женщин лиф крепился обычными петлями, а придворные дамы использовали подвески из драгоценных камней. Одним из обязательных элементов в платье являлся отложной воротник, который выполнялся вручную и украшался изящным кружевом.

4 слайд Описание слайда:

Французская мода 17 века распространялась и на прически, которые были всего двух видов. В первом случае посередине головы делался пробор, а волосы были расчесаны и заплетены в косу, которая в затылочной части формировалась в виде короны. Снизу оставляли пряди волос, которые в конце завивались. Во втором случае применялась челка, по бокам волосы начесывали, а на затылочную часть прикалывался шиньон.

5 слайд Описание слайда:

Мужской костюм

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Главными элементами мужского костюма были: камзол ,панталоны, чулки,шляпа и конечно парик.

8 слайд Описание слайда: Главными элементами мужского костюма были: камзол ,панталоны, чулки,шляпа и к

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Главными элементами мужского костюма были: камзол ,панталоны, чулки,шляпа и к

Курс повышения квалификации

Главными элементами мужского костюма были: камзол ,панталоны, чулки,шляпа и к

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-249953

Posted in Мода

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о